humancub, ещё раз спасибо за подаренный объектив Гелиос-44М-4. Он допускает переюстировку на бесконечность при посадке на никон через переходник без линзы. Получается дистагон для бедных - двоение боке характерное для планаров. На открытой диафрагме снимать им приятно. На кропе 58мм мне нравится больше, чем 50.
На f/2 снимать пейзаж не стоит – резкости вообще нигде не будет. Пейзаж на f/5.6 портрет можно и на f/2. Ещё прочитайте эту статью: и проделайте тест №5. Нужно проверить соответствия показаний точки подтверждения фокусировки и реальной резкости на фотографии. Только обязательно поставьте аппарат на штатив или табуретку. Мишень - под лампу и шкалой 45град. к оси объектива, ISO 200, f/2, 1/60” наводите резкость центральной точкой по «шашечкам», когда точка уверенно станет гореть делаете кадр и смотрите где на шкале мишени находится середина резкого участка. Тогда будет ясно нужно ли юстировать тушку или просто нет пока опыта съёмки.
На колесе режимов выбираете "М". Экспонометр работать не будет, фокусировка руками по зелёной точке датчика в видоискателе. Для такой пасмурной погоды, как сегодня, ISO 200, f/4, выдержка 1/60. На солце f/5.6 1/250. А дальше смотрите, какая получилась гистограмма и корректируете выдержку.
Встроенную пыху тоже придётся перевести в ручной режим на «ручная полная мощность» ( на D50: меню/карандаш/пункт 16). Ведущее число вспышки (у встроенной оно равно 17) делим на расстояние до снимаемого объекта. Получаем диафрагму для ISO 200. Если снимаем на ISO 400, то закрываем диафрагму на один стоп (например, было f/4 - ставим f/5.6), 800- на два, 1600 – на три. Выдержку ставим короче, чем нужно для съёмки в этих условиях освещения без вспышки. Я обычно ставлю 1/125. У D50 выдержка синхронизации от 1/30 ажно до 1/500. И всё получится.
Полагаю, что для съёмки портрета в помещении, больше других подходит МС Гелиос-81Н. Отличная резкость и светосила. При этом сильное размытие дальнего плана. Калейнар лучше для съёмки «на плэнэре» из-за большего «сплющивания» перспективы, которое в помещении не заметно. Гелиос-44-2 гораздо менее резок, чем МС Гелиос-81Н и с переходником без линзы не фокусируется дальше 1.5 метров. Гелиос-44М, Гелиосы 44М-4, -5, -6, -7 порезче, но с фокусировкой тоже самое.
Krasnogorsky Zavod. Архив. Объективы Гелиос-44.
Сайт Сергея Елизарова aka necster с обзорами мануальной оптики
Community "Ручная оптика: классика и современность"
Советские стекла на Nikon (в ЖЖ Fotomehanik)
Клуб любителей объективов Гелиос
Информация об Одуванчике на систему Nikon